Страница 7 из 7

СообщениеДобавлено: 25-04, 12:27
Господин ПЖ
Метод 89. Давление большинством.

Поспорили как-то 4 богослова, и случилось так, что один утверждал одно, а трое остальных - другое. Тогда тот, что остался в одиночестве взмолился Богу:

- Господи, ты же знаешь, что я прав, подай какой-нибудь знак!

И раздался вдруг в этот самый момент гром небесный!

- Вот видите, вскричал тот богослов - Бог подтверждает мою правоту!
- Чепуха, это всего лишь совпадение! - ответили ему.

Тогда он ещё раз взмолился Богу:

- Господи, дай ещё какой-нибудь знак, чтобы они убедились, что это не совпадение!

вдруг небеса разверзлись, появился сам Господь и громогласно произнёс:

- ОН ПРАВ!

- Вот видите! - торжествующе произнёс первый богослов, - теперь вы убедились?

- ничего подобного, - ответили ему, - вас двое, а нас - трое!



Один из излюбленных приёмов манипуляторов всех мастей - давление большинством. Большинство всегда право. Миллионы не могут ошибаться! Нас большинство, и ты должен подчиниться! - такие тезисы выдвигаются, как сами собой разумеящиеся.

Все-таки в дерьме что-то есть, миллион мух не может ошибиться.

Однако, как писал классик, "и один в поле воин, если он - Чацкий".
Научитесь противостоять мнению большинства. Большинство не всегда право, и довод о том, что этой точки зрения придерживается большинство (ключевая фраза - "так все делают/говорят/считают"), не должен убеждать вас ни в чём, кроме того, что вами пытаются манипулировать.

Во-первых, это может быть откровенная ложь

* существуют три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика (с)

Во-вторых, даже если это и правда, это ничего не значит.

* В средние века большинство, включая учёных, считали, что Солнце вращается вокруг Земли. Сейчас большинство считает, что Земля вращается вокруг Солнца. Истина же в том, что и Земля и Солнце и все прочие планеты вращаются вокруг центра масс Солнечной системы, находящегося внутри Солнца. Если бы у нас была система из двух звёзд, то эта точка могла бы быть и вне звезды, в вакууме.

Большинство может заблуждаться. И, как правило, оно заблуждается. Так что пусть давление большинством не будет для вас эффективным. Стойте на своём, даже если все вокруг против вас и в один голос убеждают согласиться!

Однако это не касается коллективных решений, когда группа планирует свои действия. В данном случае вам следует или согласиться с группой или отколоться от неё. При управлении коллективом вполне разумно поступать по воле большинства. Однако и здесь следует внимательно следить, является ли воля большинства свободной или навязанной манипуляционными методами. В последнем случае имеет смысл побороться, вскрыв манипуляцию.

СообщениеДобавлено: 08-05, 14:09
Господин ПЖ
Метод 90. Подмена тезиса обсуждения.

Этот метод заключается в том, что вместо обсуждаемого тезиса манипулятор хитро подсовывает другой тезис и дальнейшая дисуссия развивается вокруг него. А одержав победу в дискуссии вокруг подменённого тезиса, манипулятор выставляет свою победу как победу в дискуссии на исходную тему.

В математике есть такой приём - замена переменных. Например, иногда удобно вместо переменной x рассматривать переменную y= tg x Далее задача решается для новой переменной, а потом делается обратная замена и решение выдаётся относительно старой переменной.

В этом методе происходит примерно то же самое, только замена делается неправомерная. И то, насколько удачно эта неправомерность замаскирована и определяет успех манипуляции.

Пример:

Классический спор славянофилов и западников. Обсуждается тезис "демократия - дерьмо". Одна из спорящих сторон (понятно какая :wink: ) плавно переходит к обсуждению катастрофических последствий установления демократии в России. Убедив в том, что демократы ничего хорошего стране не принесли, эта сторона делает заключение о том, что демократия - вообще порочная система, и демократический путь развития для России неприемлем.

В чём здесь манипуляция? Всё просто - то что происходило в России в 90-х годах выдаётся за демократию. Но эта "замена переменных" абсолютно неправомерна. Те, кто знаком с философской и политологической концепцией демократии и с историей постсоветской России легко поймут, почему. А вот те, кто в одной из этих компонент не очень разбирается, легко на такую манипуляцию ведутся, и аргументы принимают.

Как противостоять?

Нужно в ходе дискуссии постоянно отслеживать предмет спора. В случае уклонения от исходного тезиса, надо возвращать дискуссию обратно. Надо научить распознавать неправомерные подмены тезиса и доказывать их неправомерность. Уличение противника в попытке подмены тезиса даст вам высокий шанс в победе в дискуссии, обескуражит противника или, по крайней мере, даст вам много очков "зрительских симпатий" и спишет их у противника.

СообщениеДобавлено: 17-08, 23:09
Господин ПЖ
Метод 91. Расщепление понятий

Суть приёма заключается в том, что на любое замечание, обвинение или причисление к группе с негативной характеристикой манипулятор реагирует следущим образом:

Ключевое понятие расщепляется на 2 части - понятие1 и понятие2. В понятие2 загоняются все обыденные негативные характеристики, изначально подразумеваемые оппонентами, всё то, что привычно ассоциируется с данным понятием. А понятие1 резервируется для АБСОЛЮТНЫХ и ИСТИННЫХ понятий, помыслов, идей и т.д. Далее, манипулятор, настаивает что всегда исповедует понятие1 и никогда понятие2.

Пример:

А дело тут в том, что на свете есть ДВЕ РАЗНЫХ категоричности.
Мы с Ки практикуем одну.
Вы осуждаете другую.
И эту "другую", ПНГУ, Вы совершенно справедливо осуждаете... Как минимум - потому, что обладатели этой "другой" на форумах нередко занимаются самым бесстыдным троллингом и оскорблениями братьев и сестёр своих...
И сдаётся мне, вы в первую вообще слабо верите... Вам, вполне возможно, до сих пор за всю вашу жизнь только одна и попадалась - та, которая дурная, которая №2...


Категоричность-1 (которая хорошая , которая у нас с Ки) исключает зашоренность, не вяжется с ней. Ибо категоричность-1 непременно сопутствует таким убеждениям, которые построены на принципиальном, искреннем, конструктивном и последовательном отвержении всякого порока, в том числе зашоренности.
В рамках такой категоричности исключается не рассмотрение разных постулатов и не их анализ. Исключается всего лишь легализация порока, оправдывание его, приписывание ему прав на существование.

Категоричность-2 (которая плохая ) действительно прямо предполагает зашоренность, непременно включает её в себя (в одних частных случаях) и непременно порождает её (в других). Причём происходит это именно описанным вами способом, тут ни убавить, ни прибавить.

Категоричность-1 присуща тем, кто добровольно зряч.
С помощью категоричности-2 (=зашоренности) лицо делает себя самого добровольно слепым.

Re: Школа манипулятивных техник

СообщениеДобавлено: 15-05, 17:53
Господин ПЖ
Метод 92. Гнилая селёдка.

Работает так. Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Хорошо работает, например, мелкое воровство, или, скажем, растление детей, или убийство, желательно из жадности.

Цель «гнилой селедки» вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и НЕоправданности.

Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его «сторонники» и «противники», «знатоки» и «эксперты», оголтелые «обвинители» и ярые «защитники» обвиняемого.

Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше «гнилой селедки» в его «одежду», пока наконец этот «запах» не начинает следовать за ним везде. А вопрос «убил-украл-совратил или все-таки нет» становится главным при упоминании его имени.

(с) Владимир Яковлев

Re: Школа манипулятивных техник

СообщениеДобавлено: 15-05, 17:54
Господин ПЖ
Метод 93. "40/60"

Придуман еще Геббельсом. Он заключается в создании СМИ, которые 60 процентов своей информации дают в интересах противника. Зато, заработав таким образом его доверие, оставшиеся 40 процентов используют для чрезвычайно эффективной, благодаря этому доверию, дезинформации. Во время Второй мировой войны существовала радиостанция, которую слушал антифашистский мир. Считалось, что она британская. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была радиостанция Геббельса, работавшая по разработанному им принципу «40 на 60».

(с) Владимир Яковлев

Re: Школа манипулятивных техник

СообщениеДобавлено: 15-05, 17:56
Господин ПЖ
Метод 94. Большая ложь.

Очень эффективен метод «большой лжи», который немного похож на «гнилую селедку», но на самом деле работает иначе. Его суть заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и ужасную ложь, что практически невозможно поверить, что можно врать о таком.

Трюк здесь в том, что правильно скомпонованная и хорошо придуманная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму, которая затем надолго определяет его взгляды вопреки любым доводам логики и рассудка.

Особенно хорошо работают в этом смысле ложные описания жестоких издевательств над детьми или женщинами.

Допустим, сообщение о распятом ребенке за счет глубокой эмоциональной травмы, которую оно вызывает, надолго определит взгляды получившего эту информацию человека, сколько бы его потом ни пытались переубедить, используя обычные логические доводы.

(с) Владимир Яковлев

Re: Школа манипулятивных техник

СообщениеДобавлено: 15-05, 18:02
Господин ПЖ
Метод 95. Абсолютная очевидность.

Вместо того чтобы что-то доказывать, вы подаете то, в чем хотите убедить аудиторию, как нечто очевидное, само собой разумеющееся и потому безусловно поддерживаемое преобладающим большинством населения.

Этот метод перекликается с методом "упрёки в нарушении общепринятого".

Несмотря на свою внешнюю простоту, этот метод невероятно эффективен, поскольку человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь присоединиться к нему.

Важно только помнить, что большинство обязательно должно быть преобладающем, а его поддержка абсолютной и безусловной — в ином случае эффекта присоединения не возникает.

Однако если эти условия соблюдаются, то число сторонников «позиции большинства» начинает постепенно, но верно расти, а с течением времени увеличивается уже в геометрической прогрессии — в основном за счет представителей низких социальных слоев, которые наиболее подвержены «эффекту присоединения». Одним из классических способов поддержки метода «абсолютной очевидности» является, например, публикация результатов разного рода социологических опросов, демонстрирующих абсолютное общественное единство по тому или иному вопросу. Методики «черной» пропаганды, естественно, не требуют, чтобы эти отчеты имели хоть какое-то отношение к реальности.

(с) Владимир Яковлев

Re: Школа манипулятивных техник

СообщениеДобавлено: 28-11, 00:52
Господин ПЖ
Изображение