Сказка о педагогике

Делимся сокровенными знаниями, догадками, гипотезами. Критикуем и предлагаем. Вместе ищем истину и смысл жизни.

Модератор: Эцилоппы

Сообщение Sergey » 22-08, 18:18

1. Сказка о педагогике

1.1 Педагогика – что за зверь такой?

Эпиграф: кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)[

На мое увлечение педагогикой оказали влияние два эпизода.
В десятом классе я из обычной средней школы перешел учиться в лицей. Лицей произвел на меня такое же впечатление, как бусы на папуаса. Еще бы. Из подростковых джунглей я попал в место, где учителя относились к ученикам с уважением, общались с нами почти на равных. Ученики свободно разговаривали с учителями на интересные темы, шутили и даже спорили с ними. Одноклассники – просто чудо. И пускай учебные нагрузки были адскими – все равно лицей мне нравился в сто раз больше, чем школа.
Примерно в это же время, я случайно наткнулся на книги Януша Корчака - писателя, который очень проникновенно пишет про детей, их жизнь, их радости и горести, про то, как несправедливы и несносны порою бывают взрослые. Корчак зажег во мне желание узнать, что не так в этом мире и можно ли хоть что-то в нем изменить.

Справедливости ради стоит сказать, что в педагогически ВУЗ я поступал не потому, что хотел стать учителем. Но меня радовала возможность больше узнать об этой профессии. Я надеялся, что педагогика даст ответы на мои вопросы.
  • Заблуждаться мне пришлось недолго.

На занятиях педагогики мы узнали, что такое обучение и воспитание. При этом ничего не узнав, как нужно обучать и воспитывать. Узнали, что развитие человека, «как личности и субъекта деятельности» обязательно включает в себя: развитие эмоциональной сферы, развитие уверенности в себе и т.д. При этом мы понятия не имели, каким образом нужно развивать эмоциональную сферу и уверенность в себе у учеников.

Уже на первом курсе я изрядно разочаровался в педагогике. На третьем курсе мое мнение немного улучшилось, когда мы стали изучать историю педагогики, педагогический опыт других стран и педагогические инновации. Это было хотя бы интересно.
На третьем же курсе я прочитал две отличные книги: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Сердце отдаю детям» Сухомлинского.
  • Сейчас я думаю, что эти две книги – наибольшая ценность, которую я вынес из курса педагогики.

Я не хочу сказать, что ВУЗ совсем не готовит будущих учителей к работе в школе. Кроме педагогики была еще методика, где нас тренировали как нужно вести занятия, планировать уроки и составлять конспекты. Курс психологии в основном был немногим лучше педагогики. Но возрастную психологию я по-настоящему уважаю. Она помогает понять, как взрослеет ребенок и к чему нужно быть готовым взрослым.

И все-таки, из всех предметов, которые нас готовили к работе учителя, педагогика оказалась самой бесполезной.
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31

Сообщение Sergey » 22-08, 18:19

1.2 Педагогика, которой нет

Эпиграф: Кто не умеет работать – тот учит, как надо работать. Кто не умеет учить – тот учит, как надо учить.

Откроем, для примера, какой-нибудь ВУЗовский учебник по педагогике.

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

Педагогика представля*ет собой науку о сущ*ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека

Пока все здорово. Мне нравится, как звучит «Искусство воспитания». Практически у всех людей есть или будут дети. Почитаем подробнее, что нужно знать об их воспитании.

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима*ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.

Воспитательные факторы: наследственность, биография, культура и др. По-видимому, эти факторы важно учитывать, когда я занимаюсь воспитанием.

Критерии воспитанности: добро, истина, красота. Мда... И как же нам с такими критериями определить, кто воспитан, а кто нет? С тем же успехом можно было сказать: спроси у Господа Бога.

Методы воспитания. Наконец-то, дошли до методов! Сейчас расскажут что-то более практичное... Погодите. Еще до того, как упомянуть хоть один метод нам рассказывают о двух классификациях методов - Щукиной и Пидкасистого. Далее перечислены пять методов, для которых, по видимому, и понадобились две классификации.
  • Напоминает анекдот про украинцев, которые в группе из трех человек создадут четыре группировки.

Итак, воспитательные методы: требование, приучение, пример, поощрение, наказание. Ни слова о том, кого, когда и как нужно воспитывать. Ни единого примера.

  • Зачем же автор пытается систематизировать знания, которых в его книге просто нету?

Некоторые фразы из книг по педагогике вызывают у меня смех. Например, глава Познание педагогом учащихся начинается с утверждения, что эта проблема традиционно актуальна, решить ее совсем не просто. И в подтверждение этой мысли приводится цитата:
«Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко.
Да, такая позиция очень характерна для педагогов-теоретиков. Вникать в чьи-то проблемы – слишком хлопотно. Проще разрабатывать концепции воспитания идеально упругого сферического ребёнка в условиях вакуума.

Почему эксперты педагогики, специалисты по обучению, не умеют качественно обучать собственному предмету? Почему эксперты воспитания воспитывают лишь скуку у своих студентов?
Изображение
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31

Сообщение Sergey » 22-08, 18:20

1.3 Наука педагогика

Эпиграф: Педагогика – не наука, а искусство. (К.Д. Ушинский)

Учительница Марина Федоровна не очень ладила со своей ученицей Катей. Когда у Марины Федоровной был открытый урок, Катя решила отомстить «зловредной училке». Прямо во время занятия Катя делала замечания в адрес Марины Федоровной насчет качества ее урока и ее учительских способностей. В обычной ситуации учительниц начала бы орать, но на открытом уроке вынуждена была терпеть и сдерживаться. Только злой взгляд, который она бросала на строптивую ученицу, выдавал ее гнев.

Инспектор, который присутствовал на открытом уроке, заметил бессилие учительницы. Заметил и гримасы, которыми Марина Федоровна награждала Катю. В рецензии к уроку он написал «учитель не смогла создать достаточный уровень мотивации учащихся».
  • Вот в чем, оказывается, была проблема. Нужно было поработать над уровнем мотивации.
В результате всего случившегося, педагогический разряд Марины Федоровной была понижен.

Эту историю нам рассказывали в ВУЗе как пример того, что не только учитель может наказывать учеников. Ученики тоже могут наказать плохого учителя. Я же слушал эту историю и думал совсем о другом. Да, учительницу наказали, уменьшив ее и без того мизерную зарплату. При этом, она по-прежнему работает в школе. Все ее проблемы остались при ней. Как она не умела с ними справляться, так не умеет и сейчас.

Может быть, замечания инспектора помогут учительнице? Сомневаюсь. Инспектор наказал учительницу, но значит ли это, что он понимает, чем вызваны ее проблемы в отношении с учениками? Нет. За сорок минут открытого урока в этом трудно разобраться. Инспектор просто почувствовал неладное и сделал формальную отписку. На самом деле, как решать проблемы Марины Федоровной инспектор знает не больше, чем она сама.
  • Единственный смысл подобных проверок – защита от дураков. Только очень слабые учителя проваливают их.

Научный язык и системный подход педагогики сами по себе вовсе не гарантируют каких-то особых знаний. Все это работает скорее на имидж. Педагогическая научность часто не только не проясняет сути происходящего, но и скрывает отсутствие знаний и понимания сути происходящего.

Педагогика слишком поторопилась оформится как научная дисциплина. Это произошло до того, как педагогика успела набрать достаточный объем знаний. «Научность» педагогики сыграла с ней злую шутку. Теперь перед учителями, которые действительно что-то знают и умеют, которые могут поделиться своим опытом, встали прочные барьеры научной педагогики. Сейчас развитием этой науки заняты лишь теоретики.
  • Практикам остается лишь биться головой о стенку. Или просто обходить педагогику стороной.
Изображение
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31

Сообщение Sergey » 22-08, 18:21

1.4 Практическая педагогика

Эпиграф: теория без практики мертва.

Я хочу, чтобы читатель не испытывал иллюзий насчет педагогики. Не верьте в авторитет педагогов. Да, среди учителей есть много замечательных душевных людей. Если повезет, то вы или ваши дети встретитесь с ними. Но, все-таки, звание учитель или педагог вовсе не гарантирует, что этот человек лучше вас понимает, как нужно общаться с ребенком, обучать или воспитывать его.

Что же получается? Может быть, педагогика – это не наука, а искусство, требующее особого таланта? Если есть талант, то сам поймешь, как надо, а если нет, то по книжкам да лекциям все равно не выучишься.
  • Рассуждения в таком стиле не редкость среди вузовских педагогов. Для меня же они звучат просто как отмазка, оправдание своей некачественной работы.

Давайте проведем аналогию с искусством рисования. Можно ли научить человека рисовать? Конечно. Даже если у человека нет таланта, пускай художника из него не получится, но рисовать он будет вполне сносно. Проблема в том, что педагогика – это отнюдь не «школа для художников».

Представьте, что вы пришли в художественную школу. Вы ожидаете, что вам объяснят, как обращаться с инструментами, научат разным техникам рисования. Вместо этого учитель подводит вас к холсту и начинает рассказывать о том, какие «художники» были в прошлом. Затем прочитает правила безопасности о том, чего ни в коем случае нельзя делать с кистями, красками и холстом. Затем приведет множество классификаций для кисточек и красок. Потом будет долго рассуждать о том, как тяжела и ответственна работа художника, какие профессиональные качества необходимы, чтобы с ней справляться. И, под конец, устроит вам строгий устный экзамен.
Как бы вы оценили качество обучения в этой школе?
  • Фигня.

В книге «Как относиться к себе и людям» Н.И. Козлов предложил разделять психологию на теоретическую и практическую. Точно также я предлагаю разделять педагогику. Разница между теоретической и практической педагогикой также велика, как разница между игрушечным и настоящим автомобилем.

Если теоретическая педагогика дает мало полезных знаний, это не значит, что их нельзя найти в других источниках.

Если интересно, вот список литературы, по практической педагогике, который я могу порекомендовать читателю:
  • Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком – Как?"
  • Байярд Роберт Т., Байярд Джин «Ваш беспокойный подросток»
  • Владимир Леви «Нестандартный ребенок»
  • Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины»
  • Карен Прайор. «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей»
  • Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
  • Януш Корчак «Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых»

Любая из этих книг содержательнее, чем целый курс педагогики, изучаемый в ВУЗе.
Изображение
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31

Сообщение Sergey » 22-08, 18:22

1.5 Правдивая история детства

Эпиграф: о чем молчит педагогика?

Каждая наука начинается со своей истории. В центре внимания вузовской теоретической педагогики всегда находятся педагоги прошлого и их теории. Ну что ж, история, как история, иногда даже интересная, но... Какая-то пресная. Описываются теории, но очень уж скупо повествуется о том, как жили современники педагогов, как они относились к детям. Создается впечатление, что отношения родителей и детей прошлого не так уж отличались от современных.
  • Конечно же, это впечатление обманчиво.

Ну да, Демокрит придавал большое значение личному примеру, Руссо – свободному воспитанию, а Лесгафт – воспитанию в семье. А современные педагоги (вот молодцы!) обобщили весь опыт прошлых поколений и, поэтому, стали самыми умными.
  • Ура?

Настоящая история практической педагогики – это история детства, история эволюции отношений родителей и детей. Эта история содержит много мрачных страниц, описывающих тысячи лет невежества и предрассудков.

Почему я считаю необходимым ознакомить читателей с этой мрачной историей? Не потому, что желаю шокировать вас. Я считаю, что, только зная прошлое, можно по достоинству оценить то, что мы имеем в настоящем.

Я изложу лишь основные факты из истории детства. С более подробной версией вы может познакомиться, прочитав книгу Ллойда Демоза «Психоистория» (главе «Эволюция детства»).

История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.
Ллойд Демоз

  • В древности ребенка легко могли убить из-за физического недостатка или из опасений, что ребенка будет трудно прокормить. Родители чаще оставляли в живых мальчиков, чем девочек.
В 79 семьях, получивших гражданство Милета около 228-220 гг. до н. э., было 118 сыновей и 28 дочерей
  • Детей часто приносили в жертву богам. Такой обычай существовал у многих народов: ирландских кельтов, галлов, скандинавов, египтян, и др. Даже в Риме, оплоте цивилизованного мира, детские жертвоприношения полулегально существовали.
  • Умерщвление детей считалось нормой вплоть до четвертого века нашей эры. Лишь 374 г. н.э. стараниями церкви был принят закон, осуждающий убийство детей. Тем не менее, убийство незаконных детей было обычным делом вплоть до девятнадцатого века.
  • В средневековье, на смену убийству пришли другие способы отказа от детей. Ребенка отправляли к кормилице, в монастырь, в дом другого знатного рода в качестве слуги или просто продавали в другую семью.
  • Традиция отдавать детей была столь сильна, что существовала в Англии и в Америке до восемнадцатого века, во Франции - до девятнадцатого, в Германии - до двадцатого.
В 1780 г. глава парижской полиции дает такие ориентировочные цифры: каждый год в городе рождается 21000 детей, из них 17000 посылают в деревни кормилицам, 2000 или 3000 отправляют в дома для младенцев, 700 вынянчиваются кормилицами в доме родителей, и лишь 700 кормят грудью матери.
  • Дети всегда и везде плохо питались.Даже в богатых семьях считалось, что рацион детей, особенно девочек, должен быть очень скудным, а мясо лучше давать в очень небольших количествах или не давать вовсе.
  • Со времен Рима мальчики и девочки всегда прислуживали родителям за столом, а в средние века все дети, за исключением разве что Членов королевской семьи, использовались как слуги. Лишь в девятнадцатом веке использование детского труда стало предметом обсуждения.
  • До восемнадцатого века очень большой процент детей регулярно били. Орудиями битья были разнообразные кнуты и хлысты, палки и многое другое. Даже принадлежность к королевской семье не освобождала от побоев.
Уже будучи королем, Людовик XIII часто в ужасе просыпался по ночам, ожидая утренней порки. В день коронации восьмилетнего Людовика высекли, и он сказал: «Лучше я обойдусь без всех этих почестей, лишь бы меня не секли».
  • Только в эпоху Возрождения стали всерьез поговаривать, что детей не следует бить так жестоко, и то люди, говорившие это, обычно соглашались с необходимостью битья в разумных пределах.
  • Попытки ограничить телесные наказания для детей делались и в семнадцатом веке, но самые крупные сдвиги произошли в восемнадцатом столетии. В девятнадцатом веке старомодные порки начали терять популярность в большей части Европы и Америки. Наиболее затяжным этот процесс оказался в Германии, где до сих пор 80% родителей признаются, что бьют своих детей.
  • Когда наказание битьем стало выходить из моды, потребовалось другие наказания, чтобы делать детей послушными. К примеру, в восемнадцатом и девятнадцатом веках стало очень популярном запирать детей в темноте.
  • Еще с древних времен чтобы сделать детей послушными, взрослые пугали их всякого рода страшилищами. Большинство древних соглашалось, что было бы хорошо постоянно держать перед детьми изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть, разорвать на куски.
  • В средневековье детей часто выводили всем классом из школы, чтобы они посмотрели на повешение, родители также часто брали детей на это зрелище. Считалось, что вид казней и трупов полезно для воспитания детей.
  • Одно время, роль «пугала» для детей брала на себя церковь.
После Реформации сам Бог, который «обрекает вас геенне огненной, как вы обрекаете пауков или других отвратительных насекомых огню», был главным страшилищем для запугивания детей.
  • Когда церковь перестала возглавлять кампанию по запугиванию, появились новые страшные персонажи: приведения, вервольфы и др.
«Нянька взяла моду утихомиривать капризного ребенка следующим образом. Она нелепо наряжается, входит в комнату, рычит и вопит на ребенка мерзким голосом, раздражающим нежные детские уши. В это же время, подойдя близко, жестикуляцией дает понять ребенку, что он будет сейчас проглочен».
  • Традиции запугивания детей стали подвергаться нападкам лишь в девятнадцатом веке.
  • До двадцатого века маленьких детей было принято оставлять одних. Родители редко заботились о безопасности детей и предотвращении несчастий.
  • До восемнадцатого века детей не приучали ходить на горшок, а ставили им вместо этого клизмы и свечи, давали слабительное и рвотное, независимо от того, были ли они здоровы или больны.
Считалось, что в кишечнике детей таится нечто дерзкое, злобное и непокорное по отношению ко взрослым. То, что испражнения ребенка плохо пахли и выглядели, означало, что на самом деле где-то в глубине он плохо относится к окружающим.
  • Известный педиатр восемнадцатого века Уильям Бачэн сказал: «Почти половина человеческого рода погибает во младенчестве из-за неправильного ухода или его отсутствия».
Изображение
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31

Сообщение Sergey » 22-08, 18:23

1.6 Уроки прошлого

Эпиграф: Забывший прошлое обречен его повторить.

Какими бы дикими ни казались деяния наших предков, не спешите их осуждать. Да, детям в прошлом приходилось нелегко, но и у взрослых жизнь была не райская. Методы родителей кажутся бессмысленно жестокими. Но наши предки так не думали. Напротив они считали свои методы правильными и полезными. И детей своих они пусть по-своему, но любили.

Дикости, к сожалению, хватает и в наше время. Старые предрассудки заметно ослабли, но не исчезли. Да и то, перемены произошли далеко не везде. В некоторых африканских странах учителя в школах используют хлыст, чтобы наказывать детей и загонять их в школу на занятия. В глубинке Китая, где живут крестьяне, до сих пор сильны традиции прошлого. Здесь могут убить ребенка, если родителям не понравится его пол.
  • Да чего далеко ходить. Разве не дикость то, что происходит в некоторых Российских детских домах?

Каждый народ должен пройти свой собственный путь, прежде чем избавится от дикости и предрассудков. То, что мы сейчас живем в более благополучном обществе – заслуга наших предков, а не наша собственная. Давайте же своими силами в своей стране (или хотя бы семье) поможем изжить хоть часть современной дикости. Тогда и у нас будет повод для гордости.
  • Ура!

Кстати, один из самых вредных предрассудков прошлого, актуален и в наши дни. В психологии это явление называется проекцией. Проекция – это эмпатия наоборот. Эмпатия к ребенку означает, что взрослый может представить себя на месте ребенка, понять его чувства. Проекция же означает, что взрослый неосознанно воспринимают ребенка как будто он тоже взрослый, приписывает ему свои собственные чувства и желания, наказывает за домыслы.
«Посмотрите, как она строит глазки! Как снимает мужчин - она настоящая секс-штучка!» - говорит мать о побитой дочери двух лет.

Проекции были обычным явлением в отношениях родителей и детей прошлого. Значительное ослабление проекций произошло лишь в 18 веке. До этого времени, мало кто из родителей мог сблизиться с ребенком, понять его чувства.
  • По этой причине, я не слишком доверяю авторитету педагогов прошлого. Не случайно, самые выдающиеся педагоги-воспитатели появились уже в 20 веке.

В наши дни, проекции все ещ встречаются достаточно часто.
– Ну, поймите! Послушайте меня! – с полными слез глазами просит ученик.
– И слушать тебя не хочу! Нет тебе оправдания! – отвечает учитель.
В этой ситуации учитель, уже домыслил за ученика мотив и вынес приговор. Но и дома в семьях, подобное встречается настолько часто, что впору писать переводчик для взрослых - что означают слова и действия ребенка.
  • Разумеется, дети тоже далеко не всегда понимают взрослых. Не удивительно – они же берут пример с нас – взрослых.
Изображение
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31

Сообщение Sergey » 22-08, 18:24

1.7 Эпоха гуманизма

Эпиграф: "Война - это акт гуманизма" (Д. Рамсфилд, министр обороны США)

Самые значительные изменения в отношении родителей и детей произошли в двадцатом веке. Пришло время международных соглашений, деклараций, конвенций и манифестов. Людей стали интересовать вопросы защиты прав человека, женского равноправия, прав ребенка и др. Наступила эпоха гуманизма*.
*Сноска внизу страницы: Вообще-то движение гуманизма возникло в эпоху Возрождения, но современный гуманизм имеет с тем гуманизмом мало общего.

Как произошло, что в 20 веке взрослые стали уделять больше внимания детским проблемам? Вспомним историю. Обе мировые войны оставили огромное количество детей-сирот. Многие из них впоследствии оказались связаны криминальным миром.
  • Тяжелые времена родили педагогов-героев, таких как А.С. Макаренко и Януш Корчак.
Для решения проблемы требовались активные действия на государственном уровне.

В 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. Смысл декларации был в том, что детям нужно предоставлять условия для нормального развития, защищать от эксплуатации, оказывать поддержку в тяжелое время испытаний.

В 1946 г. был создан детский фонд ООН - организация ЮНИСЕФ. Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. Позже, организация взяла на себя решение задач по оказанию помощи детям во всем мире.

В 1959 году ООН приняла новую Декларацию прав ребенка. По сравнению с Женевской декларацией, в ней более жестко указывалось, что общество должно защищать ребенка, его честь и достоинство. Общество должно предоставить ребенку все условия для его развития, включая питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание. Ребенок должен воспитываться в условиях любви, понимании дружбы на благо обществу.

20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. С этого времени весь мир ежегодно отмечает 20 ноября, как Всемирный день ребенка.
  • Декларации, принятые до этого, имели рекомендательный характер. Другое дело конвенция, которая является правовым стандартом.
В конвенции впервые заявлено, что ребенок имеет право, а родители и государство отвечают за то, чтобы это право соблюдалось. В конвенции особо подчеркивается, что решать проблемы ребенка нужно в семье.

Конечно же, декларации и конвенции ничего бы не стоили, если бы у людей не менялись представления о детях и их воспитании. Эти представления нашли отражение в литературе. Вспомните добрые детские книжки: «Алиса в стране чудес» (Льюис Кэрролл, 1864), ««Приключениях Тома Сойера» (Марк Твен, 1876) «Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове.» (Януш Корчак, 1923), «Мэри Поппинс» (Памела Трэверс, 1934), «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери, 1945), «Пеппи длинный чулок» (Астрид Линдгрен, 1945), «Малыш и Карлсон» (Астрид Линдгрен, 1955).
  • Это ведь не только книги для детей, но и книги взрослым о детях!
С середины двадцатого века, к книгам подключилось и телевидение: фильмы, мультфильмы, детские передачи.

Учителя, психологи и даже детские врачи начали разрабатывать новые концепции обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Именно сейчас, трудами этих людей, практическая педагогика обретает свой облик.
Изображение
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31

Сообщение Sergey » 22-08, 18:25

1.8 Гуманистическое воспитание

Эпиграф: Убей бобра – спаси дерево! (какой-то гуманист)

Идеи гуманизма помогли справиться с предрассудками прошлого. Тем не менее, гуманизм оказался палкой о двух концах. Некоторые современные гуманисты в своих убеждениях доходят до абсурда.

Представьте себе школу, в которой дети могут делать все, что вздумается: рисовать на стенах, ездить на велосипеде, нецензурно ругаться. Ни экзаменов, ни контрольных. Любой урок можно пропустить. Можно выбить школьное окно и тебя не накажут. Все учителя преданы идеям развития у детей врожденных творческих способностей. Их задача не научить ребенка, а заинтересовать.

Это не вымысел, такая школа действительно существовала в США, в городе Сиэтл. Школа «Море и песок» начала свою работу в 1970 году. Это был экспериментальный проект учителей и родителей, которые придерживались общих убеждений, что ребенку необходима свобода, его нельзя принуждать. Школа была платной и обучение ребенка обходилось в кругленькую сумму.
  • Эх, на что не пойдешь ради своего ребенка?

Вот некоторые принципы, которых старались придерживаться учителя и родители:
1. Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
2. Строго запрещаются любые наказания.
3. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
4. Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им "спасибо" и "пожалуйста".
5. Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение - это представляет скрытая форма принуждения.
6. Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.
  • В общем, что вырастет, то вырастет. Главное - не мешать!

Вот воспоминания одной из учениц:
Если мне надоедало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века. Они остались для меня некой Терра Инкогнита.

Что из этого получилось? Догадаться не сложно. Выдающихся творческих результатов дети не достигли, а вот на выходе во взрослую жизнь их ждали серьезные проблемы.

Воспоминания той же самой ученицы:
Но когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности... Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении.
...
Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы в Нью-Йорке.
...
И теперь я понимаю, что действительная задача школы заключается в том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, то втянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так не поступили".

Грустная история. Особенно грустно, что подобные «альтернативные» школы до сих пор существуют в США и закрывать их никто не собирается.

Интересно, в чем же все-таки просчитались основатели школы «Море и песок»? Добрые родители и учителя делали все с заботой о детях. Почему же получился такой результат?

Если помните, в главе «Уроки прошлого» я говорил о проекциях, которые мешали нашим людям прошлого понимать своих детей. Родители и учителя школы «Море и песок» попали в ту же самую ловушку.

Родитель рассуждает так. Если кто-то насильно ограничивает мою свободу, он нарушает мои права. Если кто-то решает за меня, чем я должен заниматься, это насилие над моей личностью. Я никому не позволю нарушать свои права! А разве мой ребенок хуже меня? Он тоже имеет право на свободу. Я не должен его принуждать.

Родитель поступает так, будто маленький ребенок ровня ему, будто он обладает его умом, знаниями и опытом, будто он сам способен принять правильные решения. Родитель видит в ребенке самого себя. Это - проекция, эмпатия наоборот.

Истинная забота о ребенке должна строится не на проекциях, а на эмпатии, на понимании его реальных потребностей и проблем, а не тех, которые мы сами себе выдумываем. И эти реальные проблемы иногда требуют от родителя жестких действий, ограничивающих свободу ребенка.
  • Давать ребенку свободу выбора – разумно. Давать ребенку свободу вседозволенности – беда.
Изображение
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31

Сообщение Sergey » 22-08, 18:26

Зарезервировано для продолжения.
Изображение
Sergey Не в сети

Аватара пользователя
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 06-06, 19:31


Вернуться в Философские беседы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
ИЦ PR
Мини-чат