Крош писал(а):для меня главной загадкой осталась спираль в самом конце фильма... эта спираль появляется сразу после финальных титров и в момент появления спирали голоса Уэфа и БИ начинают петь МАМУ...... мне кажется, что основная фишка фильма именно в этой спирали.... кто-нибудь разделяет моё мнение?
Я - практически да... Этот фильм велик, в частности, тем, что в нём много "Основных Фишек" (и каждая из них не менее "основная", чем все остальные). К их числу безусловно относится Спираль в финале.
Спираль - это доминион Вселенной (где много галактик). В Спирали
мы все живём.
Есть другой фильм под названием "
История о нас". Это название и "Кин-Дза-Дзе" подошло бы.
В обеих Малых Тентурах - и в "Базовой", и в Антитентуре - происходит одна и та же ерунда, одна и та же бестолковщина. То есть -
кюшные пути и умоначертания людей. Эти пути недостойны людей, их практикующих - но люди всё равно практикуют такие пути... "Народу нравицца", кажется вкусно и полезно (хотя в реальности это не так).
По такому случаю ни одну из двух Малых Тентур санаторием не назовёшь. Правда, на Плюке и ему подобных планетах Базовой Тентуры это приняло ну очень "яркий" характер.
Однако и на Земле - Машков отчётливо это понимает - происходит
в принципе всё то же самое. И даже в перспективе Земля может докатиться до ВНЕШНЕГО плюкоподобия. А внутреннее - налицо.
Поэтому все мы -
братья,
друзья,
родные друг другу. На какой бы планете нас ни родили. Как бы дурно мы друг с другом (и сами с собой) ни обращались.
Каждого из нас родила мама.
И у всех нас Общая Мама - Вселенная. Которой горько смотреть на своих непутёвых, малоадекватных деток.
Все жители Спирали - друг другу товарищи. Как по генеральному замыслу Создателя, так и - дополнительно - по несчастью. (Которое мы на себя сами усердно навлекаем.)
С каким юмором ни подавай это Вселенское Несчастье - несчастьем оно от этого быть не перестаёт, и масштаб его не уменьшается до более скромного - так вселенским и остаётся.
Поэтому такой доброй горечью проникнуто финальное "ку... ы-ы..." бедных артистов и их песня про МАМУ. "Что мы будем делать?.."
Адекватный ответ, что именно нужно делать - сложен по своей структуре, но при этом очевиден и элементарен по сути своей. И известен каждому человеку с рождения. Но если с этим всё так хорошо -
почему же в целом всё так плохо? Почему люди, зная этот ответ, не спешат делать из него практические выводы? Почему они так и поддерживают свою жизнь в состоянии "кю" (с вариациями, зависящими от конкретной планеты)?
"Мама, мама..."
Ещё... в конце первой серии Гедевану то ли мечтается, то ли снится....то ли это на самом деле... в общем зимой он объясняется с Галиной Борисовной из администрации учебного заведения, в котором он учился.... Он стоит в бумажной пилотке и доказывает ей, что был на другой планете, а она ему не верит.... тоже так до конца и не понял режиссёрскую задумку на счёт этого эпизода.....
Гедевану именно снится. (Это сказано открытым текстом в "сыром" сценарии Габриадзе и Данелии, претерпевшем колоссальные изменения по ходу съёмок. Скрипач там после просыпается и говорит "Отчислили...")
Сны, среди всего прочего, иногда показывают нам то, чего мы очень сильно боимся, чего с тревогой ожидаем.
Гедевана наяву всё время преследуют мрачные мысли следующего содержания:
"вот вернёмся мы - а кто нам поверит?
разве наши однопланетники верят чему-нибудь настолько необычному, если не представить по-настоящему разительных доказательств?
а порой никто не верит, даже если доказательства представлены весьма отчётливые...
покажу цаки-тараки, чатлы-минералы - и всё равно меня высмеют и отчислят из института...
не станут слушать!
так и рубанут с плеча: "Это только слова!=Скрипач не нужен!"
вай-мэ, везде, на всех планетах одно и то же..."
И Земля, и Плюк - мир тотального взаимного недоверия. На Земле живут тукуцы (люди без врождённых паранормальных способностей), на Плюке - тантафы (природные телепаты)... а обычаи одинаковы у тех и у других.
"Кто ж на Плюке правду думает?"
Кто же на Земле верит
Странному, пока Странное не выскочит из-за угла и не даст пинка неверящему? (Да и тогда некоторые умудряются сохранять привычный подход.)
Вот и дядя Вова, такой замечательный и крутой, предпочёл посчитать босого бородача психом и нажать на контакты случайным образом - из-за чего вся эта история и приключилась...
Роль Галины Борисовны - актёрский шедевр Нины Руслановой. Она играет частично
реальную Галину Борисовну, а частично -
представление о ней, имеющееся у Гедевана.
Товарищ зам. декана - дама явно очень порядочная, достойнее многих и многих. Это вам не ролинговская Амбридж! Совсем другой тип педагога и вообще руководителя. Галина Борисовна не привыкла плевать на людей, издеваться над ними, ходить по их головам...
Но она безнадёжный филистер, она слышит не слушая, смотрит не видя. Ей ПРОЩЕ думать, что Гедеван не "первый грузинский космонавт", а банальный юный мошенник.
И это притом, что Гедеван всё время говорит таким тоном,
каким не врут! И его позиция с фактологической точки зрения как раз такова, что ТАК стал бы врать только
очень глупый жулик!
"Всё равно студент... нет, теперь уже БЫВШИЙ студент Алексидзе лжёт. Так удобнее думать."
И неожиданно обнаруживается глубокое духовное родство образованной и почтенной Галины Борисовны с простой как бульдозер Варварой Сергеевной Плющ из "Бриллиантовой руки", полагавшей, что человеку надо верить "только в самом крайнем случае".
Инициалы Галины Борисовны - Г.Б.
Персонаж назван не от балды - имя-отчество взято из устных антисоветских баек 1950-х - 1980-х годов.
Именно этим именем-отчеством диссиденты дразнили Комитет Государственной Безопасности. "
Я опять к Галине Борисовне (т.е. на Лубянку) ходил (т.е. был вызван),
доказывал, что я не верблюд (отсылка к старому анекдоту)".
К тому же учёная дама время от времени изъясняется сплошными штампами ("вы взрослый человек...") и канцелярскими оборотами, алогизм которых почти комичен ("функционировали в дискотеке..."). Как человек изъясняется - так он и мыслит.
По крайней мере, такой Галина Борисовна предстаёт в сне Скрипача. Значит, на Гедевана она производила именно такое впечатление, пока он с ней общался, учась на первом курсе Ивановского текстильного. Неизвестно, насколько Гедеван справедлив к Галине Борисовне (может, и предубеждён до некоторой степени)... Но ведь Гедеван - юноша чуткий. Вряд ли полностью безосновательны его опасения, что эта дама (как и ей подобные) не захочет даже дождаться экспертизы "инопланетных трофеев".
Правда, Гедеван не уверен до конца, что физические свойства и химический состав трофеев окажутся "чем-нибудь новым"... Все мы любим владеть ситуацией, и не любим - наоборот. Любим быть на коне, не любим оказываться в уязвимой позиции. И Гедеван не исключение. К тому же он мужчина южный - горячий и гордый.
Приснившаяся Гедевану сцена - это сочетание трёх факторов:
1. собственные подсознательные (и сознательные!) страхи самого Гедевана;
2. некоторое (о реальной степени нам остаётся только гадать) филистерство Галины Борисовны, уже известное Гедевану из личного общения с ней наяву;
3. и - бери выше и шире! - удручающее, непрошибаемое филистерство и косность
землян. Массовые умоначертания, Гедевану прекрасно известные и глубоко его травмирующие.
В сцене с "текстильной дамой" есть очень тактично привнесённый элемент сюра. Авторы подмигивают зрителю: "сон это, сон - а ты разве не понял, родной?"
На Гедеване - газетная пилотка посередь зимы. Шапку-то он Уэфу отдал, а тот её презентовал Однорукому, от которого шапочка перешла к госпоже Соч, подруге плюканского "братка"... Но говорить это Галине Борисовне и вовсе бесполезно (хотя Гедеван наверняка и это сказал - и столь же безрезультатно, как и всё остальное)...
Галина Борисовна иногда начинает нести сущую ахинею в пародийно-совковом духе: "если вы умеете играть на скрипке, почему вы не принимали участия в нашей курсовой самодеятельности?!" Типа, если бы он принимал - она бы, может, ещё поверила, что он был на другой планете...
И для тех, кто всё ещё не врубился - сцена заканчивается фразой про "элементарное ку". В реальной жизни Галина борисовна нипочём бы не обратилась к этому парню "Скрипач", тем более не заговорила бы на чатлано-пацакском языке.