Сцена 47. Снова Эцих.
СМОТРЕТЬ ВИДЕОФРАГМЕНТ ДЛЯ ЭТОЙ СЦЕНЫ
БИ: А вы опять не переместились, заразы.
МАШКОВ: Опять. Вылезай.
УЭФ: Фигушки. Нам здесь лучше, чем на Альфе.
МАШКОВ (Гедевану): Давай, вытаскивай их.
ГЕДЕВАН (приказывает тюремщику убраться): Пст! (Дождавшись, пока тюремщик это сделает, вполголоса говорит Уэфу и Би): А нам скоро машинку перемещения принесут.
БИ: Владимир Николаевич! А вы нам должны одиннадцать тыщ коробок, у Скрипача записано!
УЭФ: Одиннадцать тыщ двадцать. Такое предложение, Вовк. Мы сейчас с тобой перемещаемся в гастроном, потом, когда всё закупим...
МАШКОВ: «Потом» не будет. «Летим» только до Земли.
УЭФ: Навсегда?
МАШКОВ: Навсегда.
УЭФ: Меня на планету, где не знают, кто перед кем должен приседать? Чушь. Давай гравицаппу и делай что хошь.
ГЕДЕВАН: Дядя Уэф, дядя Би, вас там так встретят...
БИ: Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели... (прослушать)
МАШКОВ: Братцы, кончай философствовать, он сейчас возникнет уже... Давайте решать, с нами или как?..
УЭФ: Давай гравицаппу, ясно?
МАШКОВ: Отдай ему.
ГЕДЕВАН: Зря.
МАШКОВ: Ну что, давай прощаться. Привык я к вам, что ли…
ГЕДЕВАН: Я тоже.
МАШКОВ: Ну, будь здоров.
СТРАННИК: Друзья... пацаки, вот ваш носок, спасибо. Если хотите...
УЭФ: Друг! У вас какая система? Разрешите взглянуть...
СТРАННИК: Система обычная. Нажал на кнопку и дома.
ЧАРГ (приседает, говорит с ехидцей): Ку!
Эта сцена - одна из самых трогательных в фильме - сцена прощания землян с артистами. Они уже стали друзьями, и расставться им тяжело.
Особенно примечательна фраза: "вы опять не переместились, заразы!". Читай: "мы для вас жизнью пожертвовали, а вы не воспользовались, и наша жертва была напрасана". Получается какое-то фантастическое соревнование в благородстве.
Кстати, обратите внимание, что даже медленная и мучительная смерть в тесном эцихе для артистов предпочтительнее продолжения жизни в виде растений с "доброй" заботой на Альфе. Альфийцам всех мастей, считающим, что они лучше всех знают, что для других людей есть благо, следует очень глубоко задуматься над этим эпизодом. И примерять все свои эксперименты в первую очередь на себя. Хотите "сильной руки" для страны? Представьте, что
персонально над вами есть "сильная рука". Этакий отец с ремнём. Как чувствуете себя? Всё ещё хотите сильной руки?
Далее, когда артисты узнают, что землянам принесут машинку перемещения, они сразу оживляются и начинают строить планы:
Такое предложение, Вовк. Мы сейчас с тобой
перемещаемся в гастроном, потом, когда всё закупим...
Но Владимир Николаевич прерывает радужные мечты своим гостеприимством: потом - не будет. Оно, конечно, похвально, но подумал ли В.Н. что будет с артистами на Земле? Уверен ли он, что им там сильно понравится? Исключает ли он ситуацию, когда их там тоже в горшочки посадят? Берёт ли он на себя ответственность за их жизни? Странное, в общем, предложение, хотя вполне в духе авантюрного Прораба. Ну а Скрипач, конечно, его тут же поддерживает: вас там так встретят! Ну да, он-то и эцих с Кырром был готов тащить.
Любопытна реакция артистов:
Уэф: Меня на планету, где не знают, кто перед кем должен приседать? Чушь. Давай гравицапу и делай что хошь.
Би: Нет, Генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели...
Странно, что они не настояли на своих изначальных планах, тем более они были вполне осуществимы. Как мы помним, у странника было 3 заряда. Первым зарядом все пятеро переместились бы на Землю. Земляне бы закупили спички и рассчитались с Уэфом и Би. Правда, землянам пришлось бы выложить кругленькую сумму (220 рублей), но ведь артисты и вправду им очень помогли. Далее, вторым зарядом артисты и Странник возвращаются на Плюк, и, наконец, третьим зарядом Странник возвращается к себе домой. И всем хорошо:
земляне и Странник дома, а артисты - в полном шоколаде
Думаю, что артистов вывела из привычно-утилитарного хода мыслей сама идея оказаться навсегда в непривычном мире, где нет четких критерием, кто перед кем должен приседать. Им такой мир представляется просто немыслимым. Ведь если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а если нет цели, то...
- Интересно, что хотел сказать Би дальше?
Думаю, он хотел сказать, что если нет цели, то нет смысла существования, нет жизни, нет развития. Впрочем, В.Н. слукавил: на Земле есть цветовая дифференциация штанов, и наши артисты чувствовали бы себя там вполне привычно. Просто эта система немного сложнее, чем плюканская: тут над смотреть на марку пепелаца, и на прочие разные приметы. Те из сильных мира сего, кто хочет, чтобы перед ними делали "ку", всегда находят способ обозначить цвет своих штанов. Это бесчисленные вип-залы, фуршеты, дорогие иномарки, золотые цепи, толщиной с кулак, депутатские значки, светская хроника, журналы типа "Форбс", машины с мигалками, и прочая и прочая и прочая... Впрочем, в 1986-м году в СССР это было не так выпячено наружу, хотя несомненно было.
Далее следует трогательная сцена прощания, дядя Вова протягивает артистам руку... Он уже привязался к непутёвым артистам, как привязываются к бестолковым и непутёвым друзьям именно потому, что потратили много времени и душевных сил на них. Это одно из парадоксальных свойств русской натуры: мы не любим беспроблеммных, всегда приветливых и улыбчивых успешных оптимистов. Почему? Да потому что мы в них не можем вложить частичку себя.
И вот, наконец, появляется Странник с носком Гедевана. Артисты проявляют оживленный интерес к машинке перемещения, возможно, намереваясь её как-нибудь присвоить. Но Странник нажимает на кнопочку и исчезает. Надо полагать, одновременно с ним исчезают и земляне.
Вот тут есть несколько странных моментов:
1. Зачем странник опять переместился на Землю? Ведь он мог сначала переместить землян, а затем переместиться домой сам. Но он нажал на кнопку лишь один раз.
2. Почему вместе с землянами не переместились артисты и стоявший рядом со Странником работник эциха? Как-то очень хитро и избирательно работает эта машинка.
3. На этот раз у дяди Вовы и Гедевана не было транклюкаторов. У дяди Вовы мы видим в руках обыкновенную трубу. Впрочем, даже если бы это был транклюкатор, стену они не резали, следовательно, артистам некуда было бежать. Даже с гравицаппой. Что же земляне бросили их в последний момент на произвол судьбы, хотя до этого два раза отказывались ради них от верного шанса вернуться на Землю? Ладно, предположим, они взяли бы транклюкатор и разрезали бы стену сами...